«Стартап: Интеллектуализация экономического развития в Украине. Формирование экономических и правовых регуляторов ». - Business Law Electronic Resource

Тимофеев М Тимофеев М.В. Институт бизнес образования КНЭУ, программа бизнес администрирования (МБА)

презентация доклада

цель:

Раскрыть экономическую сущность стартапа. Исследовать правовые аспекты существования стартапов в Украине и влияние государственного сектора на развитие инноваций в законодательном поле.

Введение:

Сегодня в условиях стремительного развития технологий, развития рыночной среды, ведения бизнеса, возникает одновременно интересным и слишком рискованным действием, особенно, если он выдвигает претензии на хотя бы временное создания и существования совершенно нового продукта, услуги и тому подобное. Проекты и идеи (стартапы) часто не доживают до стадии воплощения, не говоря уже о стадии прибыльности и развития. Причин может быть достаточно много, главное понимание в каком направлении идет движение развития генерации новых идей, и каким образом государственный аппарат фокусирует законодательной деятельности для стимулирования старапив в Украине.

«Стартап» - относительно новое и модное слово в словарном запасе большинства украинский. Некоторые думают, что это инновационное предприятие, некоторые толкует его как интеллектуальное мышление, некоторые считают, что это социально-направленный развитие молодого поколения в сфере бизнеса.

Однако, сейчас в экономическом развитии нашего государства и среди ученых уже выделились определенные этапы создания стартапа, единые по направленности утверждение чем он и чем он не является, а также виды его финансирования и юридического оформления. Раскрытие данных аспектов позволит большему пониманию сути, функционирования и развития стартапов в Украине.

Исследование:

Стартап - начало процесса, поэтому можно отметить, что стартапы - это командные или индивидуальные проекты, которые способны в условиях генерирования новых мышлений и идей выйти на масштабируемую бизнес - модель экономического роста. Для многих становится проблематичным финансирование и развитие новой бизнес-идеи. Этому, в какой-то степени, могут препятствовать факторы государственного регулирования, а именно, законотворческая деятельность, а точнее ее масштабность для преобразования стартап-идеи в предпринимательскую деятельность.

Финансирование стартапов осуществляется с помощью различных способов, при этом может происходить синтезирования нескольких способов одновременно.

Рассмотрим основные из них:

Краудфандинг - это кооперирование людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы, как правило через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций. В данном случае - стартапа.

Бизнес-ангелы - это индивидуальные инвесторы, профессиональные нетворкера и независимые консультанты, которые помогают получить не только ценные знания, но и деньги, работают параллельно с компаниями - инкубаторами, однако их услуги несколько отличаются от аналогичных организаций. Принцип их работы можно определить понятием частичного финансирования, в котором бизнес - ангел становится совладельцем и дальше делит прибыль с основным инвестором.

Бизнес-инкубаторы (бизнес-акселераторы) - это образовательные проекты, которые берут в организационный и финансовый оборот потенциально успешные стартапы. Молодые предприниматели (стартаперы), которые прошли конкурсный отбор, получают не только полезный опыт и знания о ведении бизнеса, но и заручаются поддержкой своих наставников на годы вперед.

Единственным неприятным для основателей стартапа моментом станет размер оплаты предоставленных услуг - за помощь в развитии и привлечении инвестиций, придется отдавать немалые деньги. Средний процент за помощь в выходе на рынок и менторскую поддержку оценивается в размере от 15% дальнейшего прибыли стартапа, но указанные недостатки носят локальный характер и не влияют на конечные результаты, так как в основе концепции прежде всего является интеллектуальный труд, но этот тезис несомненно в дальнейшем превращается (или нет) на внедрение продукта, услуги, производства и в этом случае нужен четкий анализ всех факторов, как экономических, так и юридических лиц, и способность влиять инициатору на их изменение, но без всестороннего г. озуминня, что идея - это только начало работы, много стартапов завершаются на этапу осмысления.

Судя по росту количества удачных стартапов украинских авторов и количества официально освещенных в СМИ бизнес-идей, стартап движение в Украине набирает обороты. Однако, следует отметить, что такое явление, как стартап трудно ограничить географически. Стартапы могут быть на 100% украинским, при условии не только фактической труда, а и регистрации в Украине, выступая при этом не только источником пополнения госбюджета, а и фактором развития инновационных экономических проектов.

На государственном уровне необходимо создавать максимально комфортные условия для их работы в форме простых процедур регистрации и лояльного налогообложения.

Поэтому интеллектуализация развития в Украине требует детального изучения со стороны государственного сектора, путем поддержки и фокусировки направлений их развития уже не в качестве стартап-движения, а конкретной предпринимательской деятельности.

Указанную деятельность целесообразно осуществлять путем формирования грантов на стимулирование генерации новых бизнес-моделей и новаторства как со стороны государства, так и через привлечение частного капитала и инвестиционных вложений.

Направления развития стартапов на научно-технический прогресс гарантирует экономический рост государства в целом и обеспечит трансформацию новостворенних бизнес-структур в качестве не только отдельных функциональеом экономических единиц, а и узконаправленных отраслей национальной экономики.

В качестве примера можно привести распространении в отдельных странах технологические парки, научные парки, индустриальные парки, научно-технологические кластеры по высокотехнологичными направлениями с привязкой к региону. Например, Турция, Китай, Израиль, Великобритания, США и др. Основное назначение технопарков является создание максимально благоприятных условий для деятельности инновационных компаний, осуществляется как с помощью создания определенной среды и инфраструктуры, так и путем предоставления фирмам и исследовательским организациям государственного финансирования в форме грантов, ряда льгот и преференций.

Следует отметить, что в Украине по-разному определено понятие научного и технологического парков. Итак, можно сделать вывод, что эти современные екнономични образования по своей функциональности сочетают как науку, образование так и производство.

Формирование экономических регуляторов.

Особое значение приобретает вопрос экономических структур которые трансформируются в новое качество - появляются новые организационные формы для предприятий инновационной экономики. Благодаря образованию современных рынков идей, интеллектуальной собственности, продуктов и разработок, сектор национального хозяйства приобретает экономически конкурентного преимущества.

Вместе с тем, сочетание предпринимательского и интеллектуального потенциалов приводят в действие управленческий механизм, обеспечивающих внедрение модернизации процессов. Необходимость активизации инновационной деятельности - это аксиома настоящее в развитии украинской экономики, повышения ее конкурентоспособности. Важность инноваций неоспоримое как для страны в целом, так и для отдельных ее граждан. С помощью новейших решений государство способно более эффективно выполнять функции, связанные с защитой национальной безопасности и окружающей среды, охраной здоровья, повышением производительности труда и развитием отдельных социальных инициатив.

Компаниям, инновации создают стратегические преимущества в наиболее конкурентных областях. В данном аспекте, формирования экономических регуляторов неразрывно связано с правовыми аспектами деятельности стартапов, вызывает некоторые отрицающие моменты.

Юридические аспекты деятельности стартапов родственные предпринимательской деятельностью (в некоторых случаях их можно назвать предпринимателями). Следует отметить, что в законодательстве на данный момент термин «стартап» отсутствует. Поэтому регулирование такого вида деятельности осуществляется в рамках законов и законодательных актов, касающихся отдельных направлений и особенностей деятельности стартапов. Но, если стартап хочет официально заявить о себе на рынке, то ему необходимо будет зарегистрироваться как предприятие (возможны различные формы предпринимательства в зависимости от оборота денежных средств) или сотрудничать в составе уже существующего. Стартапы всегда связаны с инновационной и инвестиционной деятельностью, поэтому законодательную основу ведения их деятельности Украины составляют отдельные положения действующих законодательных актов (некоторые из основных):

- Хозяйственный кодекс Украины (ст.42-50) - определяет общие правовые, экономические и социальные основы предпринимательской деятельности (предпринимательства) граждан и юридических лиц на территории Украины, устанавливает гарантии свободы предпринимательства и его государственной поддержки. Прошу обратить внимание, на что постановка вопроса со ссылкой на Хозяйственный кодекс Украины является в край важным, положение убедительно указывают на то, что Предпринимательство - это самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования (предпринимателями) с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли. Справедливо указывая на указанные аспекты данного материала.

- Закон Украины «О банках и нвестицийну деятельности» - определяет общие правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности на территории Украины. Закон направлен на обеспечение равной защиты прав, интересов и имущества субъект ивинвестицийнои деятельности независимо от форм собственности, а также на эффективное инвестирование народного хозяйства Украины, развитие международного экономического сотрудничества и интеграции;

- Закон Украины «О режиме иностранного инвестирования» - определяет особенности режима иностранного инвестирования на территории Украины, исходя из целей, принципов и положений законодательства Украины;

- Закон Украины «Об инновационной деятельности» - определяет правовые, экономические и организационные основы государственного регулирования инновационной деятельности в Украине, устанавливает формы стимулирования государством инновационных процессов и направлен на поддержку развития экономики Украины инновационным путем;

- Закон Украины «О научных парках» - регулирует правовые, экономические, организационные отношения, связанные с созданием и функционированием научных парков и направлен на интенсификацию процессов разработки, внедрения, производства инновационных продуктов и инновационной продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Вне рассмотрения исследования остались вопросы законов Украины "О хозяйственных обществах", который определяет понятие и виды хозяйственных обществ, правила их создания, деятельности, а также права и обязанности их участников. Закон Украины «Об акционерных обществах», Гражданский кодекс Украины (начиная ст. 80 - юридические лица). Анализ мог быть более глубоким и содержательным, но в таком случае фокус докладе акцентируется не в интеллектуализации экономического развития в Украине, но следует отметить, этому вопросу отводится значительное место, которое необходимо анализировать в более глобальном разрезе для задекларированной тезиса: унификация законодательства о стартапов в Украине.

В связи с тем, что большая часть владельцев стартапов имеет «ноу-хау», различные изобретения, оригинальные технологии, произведения науки и даже образцы искусства, а также права собственности на знаки для товаров и услуг, в данный перечень нормативно-правовых актов следует добавить и такие, которые регулируют соответствующие общественные отношения, а именно: Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах", Закон Украины «Об охране прав на изобретения и полезные модели», Закон Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг », а также Закон Украины« О защите лицо ных данных ».

Интеллектуализация экономического развития в Украине открывает возможности сформированы на мотивацию современных разработок как для новаторов, так и для менторов, но к числу преимуществ в первую очередь следует рассматривать преимущества для государственного сектора, для Украины в целом, что позволяет повысить экономические показатели, улучшить имидж Украины в международном обществе, устранить бюрократические препятствия для розвитику молодежи, предпринимателей, инвесторов.

Сейчас проблематика интеллектуализация, особенно на право интеллектуальной собственности необоснованно сужает возможности для решения вопроса о цепи действий: генератор идей - инвестор - производитель.

По интеллектуальных прав на стартапы, чрезвычайно важным является надлежащее правовое обеспечение защиты интеллектуальных прав собственности. Новые проекты массово появляются и развиваются, однако при отсутствии надлежащей защиты прав интеллектуальной собственности, наличие которых является первоочередной предпосылкой создания стартапов, в экономическом выживают лишь единицы. Таким образом, этот фактор негативно сказывается на экономике в целом, а новатор - будущее Украины, и важным элементом должно стать именно тезис «Украинский стартап - Украинская экономика».

Приведу такой пример, отношения, возникающие в связи с приобретением и осуществлением права собственности на изобретения (полезные модели) в Украине, регулируются Гражданским кодексом Украины и Законом Украины "Об охране прав на изобретения и полезные модели"

Изобретение (полезная модель) - результат интеллектуальной деятельности человека в любой сфере технологии.

Приобретение права интеллектуальной собственности на изобретение (полезную модель) удостоверяется патентом.

Патент на изобретение - разновидность патента, выдаваемого по результатам квалификационной экспертизы заявки.

Получение патентов на технологию или продукт является неотъемлемой частью коммерциализации стартапа. При этом патенты выступают как гарантией сохранения прав, так и способом защиты от патентного троллинга (патентный тролль - физическое или юридическое лицо, специализирующаяся на предъявлении патентных исков), способного погубить даже внешне крепкий и жизнеспособный стартап.

В последние годы данной проблеме уделялось значительное внимание, о чем свидетельствует интересный факт относительно патентного троллинга.

Обратимся к примеру, одним из важных аспектов при выводе продукта на рынок является даже не защита, а проверка на возможное нарушение прав третьих лиц. Ведь продукт может нарушать как один, так и сотни патентов других лиц. Например, в 2013 году компания Apple, которая, как известно, владеет самой дорогой торговой маркой в ​​мире, заплатила $ 60 млн компании Proview Intelnational Holdings Ltd за передачу прав на торговую марку iPad на территории Китая. Proview - патентный тролль, который зарегистрировал торговую марку iPad и потребовал деньги? Скорее нет!

История уходит корнями в далекий 2001 год, когда тайваньская компания Proview зарегистрировала ТМ iPAD, которая расшифровывали как «Internet Personal Access Device» (устройство персонального доступа в интернет). Через восемь лет ТМ была продана британской компании, и через год марку выкупила Apple. Через несколько лет оказалось, что передача прав касалась только территории Тайваня, а не Китая. Компания Proview внесла ТМ в таможенный реестр и заблокировала экспорт-импорт iPad, а также обратилась к местным предприятий с требованием не продавать планшет, тем самым поставив под угрозу успех одного из флагманских продуктов Apple на самом после США рынка.

Чтобы избежать подобных проблем, перед стартом проекта необходимо провести патентное исследование, которое западные специалисты называют Freedom to Operate (FTO).

В случае, если стартап финансируется не самостоятельно, а предполагает поиск инвесторов, наличие патентов предоставляют веса и серьезности стартапа, снижая риски в отношении недобросовестных действий со стороны инвестора.

Преимущества патентования стартапов:

  1. Защита технологии или продукта от копирования и коммерческого воспроизведения конкурентами.
  2. Снижение риска патентного троллинга.
  3. Возможность передачи прав третьим лицам (лицензии, переуступка прав).
  4. Облегчения поиска инвесторов и регулирования взаимоотношений с ними.

Также, в соответствии с направлением функционирования стартапа (коммерция, энергетика, информационные технологии, образование) принимаются во внимание все нормативно-правовые акты по конкретным направлениям бизнеса, регулирующих те или иные сферы деятельности.

Таким образом, правовое поле для стартапов в Украине создано, однако предложенные нормативные документы не дают возможности сформуфаты единую базу закондавства, четко определяет формат в каком направлении развивать стартап, поэтому одной из актуальных проблем является совершенствование законодательства в этом направлении, об этом свидетельствует значительное количество нормативных актов, которые, по моему мнению, требуют унификации для более быстрого и простого ориентирования в юридических аспектах интеграторов идей, инвесторов и оперативного формирования стартапов в качестве отдельно единицы интеллектуального бизнеса. Важно, что и в этом случае нужен нестандартный подход к решению проблемы.

В связи с приведенным предлагается на законодательном уровне разработать законопроект по стартапов, предусматривающий не только государственную поддержку начального этапа создания таких бизнес-проектов, а и начала этапов их разработки в вузах и научных учреждениях.

К числу основных разделов, считаю следует отнести:

1.Название «О правовом регулировании деятельности стартапов в Украине»

2. Определение терминов (приводятся краткие терминологические определения стартапов и других родственных понятий).

3.Виды стартапов (разграничение стартапов по их видам соотносится к отраслям экономики, организационно-правовой формы функционирования и вида инвестиционного капитала).

4.Особенности функционирования стартапов по их видам (согласно предыдущему пункту).

5.Ответственность за нарушение законодательства, регулирующего деятельность стартапов.

Характерным признаком, должна стать фундаментальная работа в разработке закона, ведь одним законом можно или сформировать стимулы, или развернуть все в обратном направлении.

В указанном законодательном акте необходимо определить и разграничить понятия социального и инновационного стартапа. Важность нормативного регулирования указанных разновидностей стартапов заключается не только в экономической целесообразности функционирования таких предприятий, а и в быстрых темпах интеграции «интеллектуальных» отраслей экономики в мировые рыночные структуры.

Рассмотрим на примере интеграции «интеллектуальных» отраслей в международные экономики, Zipline: дрон, который спасает жизни, или Швейцарская компания HomePad которая была создана для перевода управления имуществом в цифровую форму через одноименное приложение. Сейчас HomePad, как профессиональное решение достаточно быстро развивается уже в 5 европейских странах (Бельгия, Дания, Люксембург, Франция и Швейцария), сотрудничая с более 1170 агентствами недвижимости. Стартап Swissmic применяет технологии облачных вычислений для оптимизации промышленности, в частности, для организации «гибкого» производства электроники. Используемая концепция позволяет в интерактивном режиме управлять запасами или вовсе их устранить, организуя выпуск электронных схем по требованию. Данный пример дает основания говорить, что иновациии охватывают не только IT-сферу, производство, но и управления запасами и цепями поставок. Главным результатом является запроваження инновациинои деятельности почти в каждой отрасли экономики.

Важным подходом к решению вопросов экономической и правовой оценки ускорения темпов развития стартапов в Украине, должна стать высокая информативность заинтересованных сторон через специализированные издания, социальные сети, и другое, что позволит привлечь внимание к росту экономических показателей результативности в сфере разработок интеллектуальных продуктов и упрощения процедурных, в том числе юридическим вопросам введения любой новаторской идеи.

Считаю, что необходимо также четко определить конкретные, сообразно к наиболее экономически целесообразных для инновационного развития государства стартапов алгоритмы, которые позволят увеличить коммерциализацию украинских разработок и количество малых «интеллектуальных» предприятий, предусмотреть небюджетные источники финансирования указанной деятельности.

Алгоритм определенного стартапа должен предусматривать наличие бизнес - проекта, организационно-правовой формы его функционирования, расчета расходов и доходов на определенный период времени, а также стратегии его деятельности.

Динамичное развитие рынка стартапов в Украине вызывает необходимость в определении особенностей правового регулирования их деятельности и вопросам охраны прав на объекты интеллектуальной собственности. Отсутствие в отечественном законодательстве определение термина «стартап» приводит регулирования их деятельности путем использованием законов и законодательных актов в соответствии с отдельным направлениям деятельности компаний, их вводят.

Поэтапное внедрение на правовом уровне вышеуказанных доработок позволит в ближайшем будущем изменить на законодательном уровне модель фунционування стартапов и значительно упростит начальный, организационный этап их функционирования.

Выводы и предложения:

Проведенные исследования позволяют сделать выводы о том, что бесспорным является тезис, что любая экономика основывается на интеллекте и знаниях. Но при этом не любая экономика, основанная на интеллекте является интеллектуальной экономикой. Основой экономики является производство.

Поэтому стоит отметить, что необходимо создать надлежащее правовое поле для деятельности стартапов: разработать унифицированный законопроект, внести изменения в действующие нормативно-правовых актов по мотивации деятельности стартапов в Украине.

Таким образом, интеллектуальное производство следует рассматривать как сочетание производственного и научно-исследовательского процесса, предполагает непрерывное совершенствование технологий за счет экономическую влияния стартапа на национальный экономический сектор.

Бизнес с осторожностью инвестирует в стартапы, необходимы действенные механизмы для ускорения направления развития частных инвестиций путем создания фондов совместного инвестирования - государства и частных инвесторов, поддержки государством высокотехнологичных хабов, акселераторов, экосистем.

Важно на общегосударственном уровне принимать меры к улучшению бренда "Украина", потому резюмируя предыдущие рассуждения, нужно приложить максимум усилий, чтобы выражение: «Украинский стартап - Украинская экономика» стал реальностью, не только в национальной экономической сфере, но и на международной арене.

Как убедительно показывает практика, не все идеи выдержали испытания современной проблематикой регулирования. Несмотря на дискуссионность и неоднозначность основной концепции по проблемам стартапов, стоит отметить актуальность развития интеллектуализации экономики в формате стартапов для Украины.

Интеллектуализации экономики пересекается с интеллектуальной собственностью, поэтому целью должно стать не только унификация законодательства, но и фундаментальная работа по защите прав интеллектуальной собственности не с формальной точки зрения, а на уровне полноценной доверия разработчиков и инвесторов в инновационную деятельность.

Интерес к проблеме вызван тем, что государство пока заинтересована в развитии стартапов, соответственно такой подход уже приобретает значение макроэкономического уровня.

Список использованных источников

  1. Березовская Н. Я не люблю слово «стартап» / Н.Березовская // FORBES Украина. Приложение Forbes

WOMAN - 2016. - Май 2016 С.22-23;

  1. Збанацкий Д. Стартапы: юридические и практические аспекты. Ознакомительная часть / Д Збанацкий // Независимый аудитор. - 2013 - No3 (14), С.97-99.
  2. Закон Украины «О банках и нвестицийну деятельности»;
  3. Закон Украины «О режиме иностранного инвестирования»;
  4. Закон Украины «Об инновационной деятельности»;
  5. Закон Украины «О научных парках»;
  6. Хозяйственный кодекс Украины (ст.42-50)
  7. Закон Украины "О хозяйственных обществах";
  8. Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах»;
  9. Закон Украины «Об охране прав на изобретения и полезные модели»;

11.Закон Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг».

Proview - патентный тролль, который зарегистрировал торговую марку iPad и потребовал деньги?